Главная
Государственное учреждение
Гомельский областной центр гигиены,
эпидемиологии и общественного здоровья
официальный сайт

Здоровый ребенок – подвижный ребенок

Согласитесь, современному обществу нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Здоровье, приобретенное в ранний и дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы.

Дети любого возраста различаются по трем типам двигательной активности:

Средняя подвижность. Ровное, спокойное поведение, вполне равномерная подвижность на протяжении дня характерны для этого типа. Среднеподвижного ребенка можно определить по его уверенным движениям, которые имеют четкость и точную направленность. Считается, что в процессе физического воспитания такого ребенка вполне можно положиться на «саморегуляцию» и «природность» детского организма, эти качества у них проявляются ярко. Родителям важно создать комфортные условия для малыша, в которых он сможет полноценно расти. Это достаточное место для двигательной активности, место для игрушек и минимальный набор физкультурного оборудования.

Малая подвижность. Дети с малой подвижностью должны вызывать опасения у родителей, ведь часто их организм наиболее подвержен для заболеваний, иммунитет слабый, а болезни протекают долго и тяжело. Определить такого ребенка можно по его пассивности, общей вялости. Он быстро устает, не любит играть со сверстниками, робкий и неуверенный в себе, старается играть сам и подальше от активных детей. Низкая активность ребенка часто может быть спровоцирована неудовлетворительным климатом в семье или группе детского сада, однородностью предметной среды. Нередко причиной такого поведения являются и запреты взрослых. Поэтому запомните: малоподвижность у детей дошкольного возраста недопустима и не может быть нормой поведения!

Большая подвижность. Детей с большой подвижностью всегда «видно издалека». Их поведение иногда носит неуравновешенный характер, они не всегда могут управлять своими движениями, не успевают вникнуть в суть того, что сами делают. Чаще всего такие дети выбирают прыжки, бег и занятия, не требующие «замысловатости». Не стоит чрезмерно активных детей воспринимать как глупых или неуправляемых. Они отлично обучаются, могут прекрасно владеть своей речью и излагать мысли, но при этом в прямом смысле любят стоять на голове и двигаться в любых условиях и ситуациях. Таким детям очень важно давать возможность удовлетворить собственную потребность в движении. Ограничивать и «приучать» к спокойному поведению нельзя! Важно не запрещать двигаться, а направлять энергию активного ребенка в правильное русло. Нужно давать ему физические задачи (пробежать определенное количество кругов, забросить в корзину мяч несколько раз подряд, пройти не упав по мостику и т.п.) и мотивировать на их выполнение.

Двигательная активность школьников

Двигательная активность школьников, особенно старших классов, часто бывает сниженной в сравнении с их активностью в период раннего детства. Школьнику не только приходится ограничивать свою естественную потребность в движении, но и в течение длительного времени поддерживать неудобную статическую позу, сидя во время уроков за партой. Такого рода малоподвижное положение негативно отражается на многих системах организма ребенка, особенно на дыхательной и сердечно-сосудистой. Застой крови в конечностях приводит к снижению работоспособности всего организма, а в частности мозга. Мышцы становятся слабыми, не могут нормально поддерживать тело, развивается сутулость, становится заметной плохая осанка, сердце является слабым и не натренированным.

В рамках общеобразовательных учреждений вопрос об оптимизации двигательной активности детей решается за счет активного физического воспитания. Учителя на уроках физкультуры должны уделять серьезное внимание этому вопросу, грамотно подбирать упражнения для нормализации двигательного режима, профилактики гипокинезии, нарушений осанки, укрепления каркаса мышц и т.п. С таким же подходом к развитию своих детей должны подходить и родители, которые вместе с ними могут регулярно отдыхать на природе, заниматься спортом, каждое утро делать гимнастику, ходить в походы и т.п.

В дошкольном возрасте ребенка закладывается фундамент его здоровья. Малыш не просто интенсивно растет, но и формируется его осанка, основные движения, определенные навыки и привычки, походка, вырабатываются черты характера, которые позволяют вести в будущем здоровый образ жизни. Характер двигательного режима напрямую влияет на здоровье и иммунитет человека. Насколько часто ваш ребенок будет болеть ОРЗ, ОРВИ, и как быстро он будет выздоравливать, зависит не столько от экологической обстановки вокруг и количества заболевших, сколько от ваших семейных традиций и пристрастии к физической культуре.

Самопроизвольная, то есть нерегламентированная двигательная активность является основным средством физ.воспитания детей раннего возраста. То есть малыши двигаются так, как хотят, удовлетворяя биологическую потребность организма. Это нормально для такого возраста и вполне допустимо, ведь мы не привыкли заставлять совсем малышей заниматься физической культурой. Но наблюдения последних лет показывают, что такой подход взрослых является не совсем правильным.

Движения малышей чаще всего носят однообразный характер, и в них вовлекаются не все мышечные группы. Кроме того, некорректно выполняемые в таком возрасте двигательные акты могут носить неправильный характер и закрепляться в виде стереотипов. Это может привести к функциональной асимметрии мышц, деформации опорно-двигательного аппарата и в самых сложных случаях к нарушению вегетативной системы. Именно поэтому рекомендуется знать следующее: родители должны контролировать двигательную активность их ребенка, помогать и самостоятельно подбирать для него упражнения, которые будут возмещать нагрузку на слабо участвующие в работе мышцы. Вплоть до 7 лет роль важность двигательной активности ребенка остается очень высокой по своему значению в развитии человека. К этому возрасту заканчивается формирование головного мозга, а именно ДА, как мы упомянули выше, по очень многим параметрам определяет этот процесс.

Родители запомните! Занятия физической культурой с выполнением упражнений на разные группы мышц для детей дошкольного возраста имеют большое значение и участвуют в формировании головного мозга.

Двигательная активность детей от 4 до 5 лет во многом обусловлена достаточным запасом умений и навыков, хорошей пространственной ориентировкой, стремлением действовать небольшими группами. В этом возрасте интересно выполнять более сложные движения, требующие скорости, ловкости и точности действий.

У детей, владеющих всеми видами основных движений, возникает потребность в двигательных импровизациях под музыку. Необходимо поощрять творчество дошкольников, знакомить их с содержанием разных подвижных игр.

И наконец, развитие двигательной активности детей от 5 до 7 лет является оптимальное развитие их двигательных способностей. Именно в этом возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются двигательные умения и навыки, физические и волевые качества, наблюдательность.

По мере накопления детьми двигательного опыта игры нужно усложнять, но последовательность действий и эпизодов остается при этом постоянной. Изменения должны быть всегда обоснованы. Кроме того, усложнения делают для детей интересными хорошо знакомые игры.

Развитие двигательного творчества формирует пытливый ум ребенка, заряжает его весельем, радостью, формирует стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению сложных задач.

Ранний возраст является периодом наиболее быстрого развития строения и функций организма ребенка. Крепкий, полноценно физически развивающийся ребенок меньше подвержен заболеваниям, а заболев справляется с ними с меньшими отрицательными последствиями. Поэтому создание всех необходимых условий для укрепления здоровья и правильного развития организма детей раннего возраста – задача первостепенной важности.

Одним из условий нормального роста и развития ребенка, повышение сопротивляемости его организма, является достаточная двигательная активность. Именно двигательная активность как основа жизнеобеспечения детского организма оказывает воздействие на рост и развитие нервно – психического состояния, функциональные возможности и работоспособность ребенка.

Для каждого возрастного периода существует свой оптимальный уровень двигательной активности, но в раннем случае в связи с интенсивным обменом веществ и пластическими процессами роста потребность в движении особенно высока.

Недостаточный объем двигательной активности в раннем возрасте может привести к ранним отклонениям осанки, косоглазию, плохо сформированной стопе и другим заболеваниям в дошкольном возрасте.