Главная
Государственное учреждение
Гомельский областной центр гигиены,
эпидемиологии и общественного здоровья
официальный сайт

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ

     Каждый ребенок – неповторимая индивидуальность. Мальчики и девочки по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Чем же отличается мир мальчика от таинственного мира девочек? Можно ли одинаково воспитывать их, хвалить или порицать? О чем следует помнить, приступая к обучению и воспитанию дочери и сына?
Уже в грудном возрасте мальчики ведут себя более прямолинейно, их легче понять. Когда все благополучно, мальчики спокойнее девочек. Девочки в большинстве менее подвижны, могут плакать не только от чувства голода и физического дискомфорта. Их реакции изначально разнообразнее. Они раньше, чем мальчики, начинают «возражать» против удаления матери из поля зрения. Доказано, что девочки лучше видят, тоньше различают запахи, обладают более развитым слухом относительно звуков высокой частоты, более внимательны к вкусу пищи, чувствительны к прикосновениям.
Понимание половых различий начинает формироваться у ребенка в возрасте от 2,5 до 3 лет. В этот период дети на интуитивном уровне копируют поведение взрослых, особенно своего пола. Мужественность и женственность успешнее всего воспитываются на родительском примере.
     Мальчикам после 5 лет необходимо более строгое обращение, физическая подготовка, закалка, условия для того, чтобы мастерить. Важно всячески поощрять желание ребенка оказывать «мужскую» помощь по дому: прибить гвоздь, починить сломанный стульчик, донести сумку с продуктами от порога до кухни. Это поднимет его самооценку, поможет почувствовать причастность к взрослому делу. Общаясь с сыном, как можно чаще говорите ему о том, что он мальчик, употребляя при этом эпитеты «смелый», «мужественный», «выносливый». Если, например, он упал, ударился и не заплакал, обязательно похвалите его за мужественность. С раннего возраста мужчину нужно учить уважительному отношению к женщине. В идеале отцу следует показать сыну пример уважительного отношения к женщине, причем не на словах, а на деле.
     В период между 5 и 8 годами мальчики переживают психологический «переход», связанный с развитием самостоятельности и желанием уйти из-под материнской опеки. В этом возрасте они начинают испытывать большую потребность в общении с отцом, чем с матерью, даже если отношения с папой раньше не складывались. Стратегическая задача матери в этот период – перестать контролировать каждый шаг взрослеющего ребенка, дать ему больше свободы, чтобы он мог определиться со своими интересами и увлечениями.
В воспитании мальчика огромное значение имеет поведение отца, потому что своим примером он показывает, как должен вести себя мужчина в тех или иных ситуациях. Если папа – глава семьи, сын будет ориентироваться на эту модель и, скорее всего, захочет играть лидерскую роль в семье, которую сам создаст. Но если при этом отец груб и тиранит близких, ребенок почувствует дефицит любви, что может подорвать его уверенность в себе – среди представителей своего пола он будет чувствовать себя слабым и уязвимым. Слишком мягкий папа при властной маме может сформировать характер, при котором мальчик будет подсознательно бояться женщин. Прежде всего идеальный папа должен быть любящим, но в то же время приучать к дисциплине. Папа должен держать слово, если пообещал. Вообще, принцип здесь прост – все, что Вы хотите привить своему сыну, демонстрируйте на своем примере и вовлекайте ребенка в этот процесс. Что касается чувства мужской полноценности, то, чтобы у мальчика не появилось комплексов, отец должен быть уважительным, любящим и любимым мужем, поскольку гармоничные отношения между родителями – залог счастливой семейной жизни сына.
     Чтобы мальчик мог приобрести позитивный опыт мужского поведения, у отца с сыном должны быть «мужские» секреты и увлечения, которые помогут ребенку почувствовать, что он «свой парень». Это могут быть совместные прогулки, занятия спортом или работа по дому. К 9 годам авторитетом для мальчиков становятся друзья. В их глазах ребенок всегда будет стремиться выглядеть взрослым и самостоятельным. Родителям не стоит ругать и отчитывать сына на виду у его друзей. Также не следует чрезмерно проявлять чувства по отношению к ребенку, когда он находится с одноклассниками.
     Делая замечание сыну, корректно сообщите ему, чем именно Вы недовольны. Мальчика всегда интересует, что неправильно в его действиях. Не читайте ему нотаций. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение: он «отключится», и Ваша информация так и не будет осмыслена.
     Девочки отличаются от мальчиков выраженной эмоциональностью и высокой восприимчивостью, это естественно и биологически обусловлено. Важно при этом вырастить не капризную принцессу, а тонкую, чувствительную и разумную девочку. Задача родителей – помочь дочери разобраться в переживаемых эмоциях и чувствах, и важно делать это без осуждения и критики. То, что кажется капризностью, часто оказывается всего лишь сложностью понимания и выражения чувств и потребностей.
Пусть дочка знает, что она красивая, но не ограничивайтесь похвалами физической красоте. Рассказывайте дочери, какой Вы ее видите. Отмечая внешнее (улыбку, цвет волос, гармоничное сложение), говорите и о внутренних качествах – чувстве юмора, отличном воображении, сообразительности и дружелюбии.
     В 5-6 лет девочка все больше внимания уделяет собственной внешности. Нужно научить ее правильно следить за своей прической, одеждой, обувью. Образцом для девочки становится мать.
Мужественность отца так же необходима для полноценного развития личности девочки, как и женственность ее матери. Общение дочки с отцом – ее первый опыт знакомства с миром мужчин, и то, насколько уверенно и безопасно она чувствует себя рядом с ним, формирует ее позитивные представления о себе, влияет не только на их отношения, но и на то, какого спутника выберет девушка в дальнейшем.
Стоит помнить, что все педагогические старания и усилия не увенчаются успехом, если родители детей не будут служить образцом и соответствовать своей половой роли.
             

Психолог отдела общественного здоровья Гомельского областного ЦГЭ и ОЗ Екатерина Шундикова